Московский институт гештальта и психодрамы (МИГИП)
Гештальт и Психодрама
в Екатеринбурге
Предлагается для членов Федерации Европейских психодраматических Тренинговых организаций (ФЕПТО).
Подготовлен Комитетом по этике под руководством Маурицио Гассо.
Моральный и профессиональный кодекс психодраматиста
Опубликован в журнале Психодрама и современная психотерапия. – 2005. – № 4. – С. 68-74.
Печатается по изданию: FEPTO-News: Newsletter of Federation of European Psychodrama Training Organisations. 2005, March. P. 8-10.
Исправления и адаптация перевода: Павел Корниенко, www.psihodrama.ru; редакция 1.030
1. Профессиональное поведение
1.0. Психодраматистам всегда необходимо действовать с честными намерениями, без принуждения и без введения в заблуждение. Психодраматисты должны знать и оставаться в рамках законов страны, в которой они практикуют.

1.1. Для психодраматистов является непреложным этическим правилом – быть открытыми с клиентами относительно своего профессионального статуса и подготовки.

1.2. Психодраматисты должны иметь соответствующую профессиональную страховую гарантию для своей практики на всех уровнях. Ведущие тренеры должны сообщать обучаемым, когда и как их получить. Все обычные практики психодрамы обязаны подтверждать страховую гарантию с ежегодной регистрацией.

1.3. Психодраматисты используют свой профессиональный труд для пользы клиента/пациента, а не главным образом для удовлетворения своих собственных потребностей.

1.4. Психодраматисты ищут способы расширения своей личной и профессиональной осведомленности и развития.

1.5. Психодраматисты должны поддерживать стандарты практики с помощью мониторинга и проверки своей работы: самостоятельно, с коллегами и прибегая к супервизии с супервизором.

1.6. Психодраматисты должны открыто и ясно объяснять возможное присутствие наблюдателей, протоколистов и помощников ко-терапевтов. Они должны прояснить, что все присутствующие должны быть до начала терапии связаны такой же конфиденциальностью плюс другими правилами, изложенными в параграфе 2.1.0.

1.7. Каждый психодраматист ответственен за принятие решения о допуске, если отдельный пациент пригоден для психодрамы и пригоден для специфической группы, в которую его/ее предложено определить. Наоборот, если он или она не пригодны, терапевт должен указать на терапевтические возможности с другими коллегами и направлениями.

1.8. Для того чтобы быть пригодными к практике, психодраматисты должны поддерживать адекватный уровень своего эмоционального и физического здоровья. Этот стандарт следует поддерживать как модель для коллег и обучаемых. Они сознательно не должны практиковать, если их плохое психическое или физическое состояние может оказать негативное влияние на их клиентов. Это включает в себя и злоупотребление веществами, что может иметь пагубные последствия для профессиональной практики.

1.9. Психодраматисты должны знать и уважать культурные нормы сообщества, в котором они работают.

1.10. Психодраматисты должны знать и уважать культурные нравы своих клиентов, обучаемых и коллег.
"Для того чтобы быть пригодными к практике, психодраматисты должны поддерживать адекватный уровень своего эмоционального и физического здоровья. Этот стандарт следует поддерживать как модель для коллег и обучаемых.".
2. Отношения с клиентом/пациентом
2.1. Конфиденциальность

2.1.0. Клятва Гиппократа обязывает врача хранить все материалы его/ее профессиональной практической тайны. В групповой психотерапии и в психодраме Клятва Гиппократа расширена на всех пациентов и каждого в равной степени обязывает не открывать посторонним доверенные им признания других пациентов. Подобно терапевту, каждому пациенту доверена защита благосостояния других пациентов. Это касается информации о третьих лицах, не включенных в группу.

2.1.1. Психодраматисты должны рассматривать как неприкосновенную всю информацию, полученную от клиента, было ли это на терапевтической сессии или в других ситуациях, когда они могли бы быть в общении с клиентом, если клиент определенно не соглашается, чтобы эта информация вообще была передаваема. Психодраматисты должны информировать членов группы относительно соглашения о конфиденциальности и обратить на это их внимание.

Передача конфиденциальной информации допустима только при определенных условиях:
A. В обсуждении с супервизором психодраматиста.
B. Когда член группы имеет причину полагать, что имело место нарушение профессионального поведения. Этот вопрос должен быть поднят с председателем Комитета Профессионального Поведения.
C. С другими профессионалами, непосредственно связанными со случаем клиента или их семьи, с разрешения клиента.
D. При записи или обучении других информация должна быть представлена таким образом, что бы тщательно сохранить анонимность клиента, и везде, где возможно ищется согласие.

Комментарий: Конфиденциальность может также быть снята
E. С согласия клиента.
F. По решению Суда.
G. В силу общественного интереса, если есть знание о фактических или предполагаемых уголовных преступлениях или серьезном злоупотреблении другими – но сначала надо получить консультацию юриста!

2.2. Вознаграждение

2.2.1. Частнопрактикующие психодраматисты не должны предлагать комиссионное вознаграждение, плату или какие-то преимущества любому человеку, дающему направление.

2.2.2. Психодраматисты не должны использовать информацию, полученную в ходе их отношений с клиентами или обучаемыми для личной выгоды.

2.2.3. Психодраматисты обеспечивают ясное и непредвзятое изложение письменного или устного контракта со своим клиентом перед началом терапии. Если психодраматист занимается частной практикой, контракт должен ясно определять условия оплаты, способы оплаты и любые особые условия, которые прилагаются.
(Копия Профессионального кодекса должна быть доступна для всех студентов)

2.3. Контракт

2.3.1. Психодраматист должен составлять ясный контракт о форме содержания процесса и замысел работы группы/индивидуума. Контракт должен включать замысел и вероятный эффект.

2.3.2. Психодраматисты не должны представлять себя в ложном свете в определении своей профессиональной квалификации. Клиент и психодраматист должны регулярно пересматривать контракт, чтобы гарантировать, что благосостояние клиента остается главным.

2.3.3. Психодраматист должен гарантировать, что соответствующее время и внимание уделяются заключению контракта на терапию. Если клиент хочет завершить терапию, психодраматист должен решить, является ли это истинным желанием, или таким образом дают о себе знать плоды терапевтического кризиса.

2.4. Границы

2.4.1.
Психодраматисты будут обращать внимание на физическое окружение, в котором они работают с клиентами, чтобы обеспечить защищенное и безопасное пространство для терапии.

2.4.2. Психодраматисты должны знать о профессиональных границах с клиентами и обучаемыми. Психодраматисты должны знать о возможности ролевого замешательства, которое может нанести вред терапевтическим и/или учебным отношениям.

2.4.3. Психодраматист никогда не должен вступать в сексуальные или близкие личные отношения с клиентом. Психодраматист должен предотвращать развитие сексуальных отношений. Если есть вероятность развития любых сексуальных отношений между психодраматистом и клиентом, который хочет продолжить лечение, психодраматист обязан закончить терапию и посоветовать клиенту работать с другим психодраматистом.

2.4.4. Психодраматисты должны информировать клиента или изучающего терапию о том, что могло бы оказать влияние на их участие. Например, использование видеозаписи или других систем регистрации, или односторонних зеркал, где возможен фактор, который может нарушить характер конфиденциальных, психотерапевтических отношений. Психодраматист всегда обязан получить ясное согласие, основанное на полной информации от всех участников, приглашенных на записываемые или наблюдаемые сессии, и сообщить им, что они имеют право в любое время отменить свое согласие.
"В групповой психотерапии и в психодраме Клятва Гиппократа расширена на всех пациентов и каждого в равной степени обязывает не открывать посторонним доверенные им признания других пациентов. Подобно терапевту, каждому пациенту доверена защита благосостояния других пациентов".
3. Отношения с обществом
3.1. Психодраматисты являются профессионально обученными индивидуумами, которые практикуют в компетентной манере. Они заботятся об обеспечении безопасного окружения для клиента, таким образом гарантируя, что психодрама не получит плохую репутацию. Практики психодрамы будут иметь завершенное признанное образование, и их имена будут в профессиональном реестре.

3.2. Если психодраматисты имеют дело с психосексуальными проблемами, они должны с соответствующей осторожностью осуществлять переигрывание тех особенных событий, которые касаются неподобающей сексуальной деятельности. В частности, если было сексуальное злоупотребление; нужно тщательно отбирать любую психодраматическую технику, чтобы минимизировать возможность наращивания злоупотребления.

3.3. Рекламируя себя, психодраматисты должны представить ясное однозначное заявление о намерениях профессионального обслуживания, которое они предлагают.

3.4. Психодраматисты несут ответственность за то, чтобы допускать исследовательскую работу и, где это имеет место, инициировать, ассистировать или участвовать в этом процессе, заручившись предварительным согласием клиентов, если они используются в исследовании. (Предложенное дополнение – Клиенты, привлекаемые как субъекты исследования, должны на основе полной информированности дать согласие на участие в проводимом исследовании).

3.5. Психодраматисты играют просветительную роль в обществе, так же как терапевтическую, и должны стремиться продолжать свое собственное образование.

3.6. Психодраматисты могут использовать свои навыки, чтобы облегчить исследования социальных проблем вне рамок терапии. Использование психодрамы не ограничено клиническими назначениями, но, тем не менее, этические соображения о согласии и конфиденциальности должны применяться.

3.7. Психодраматисты несут ответственность за продолжение своего собственного развития через личную терапию, обучение и супервизию.

3.8. Психодраматисты присоединились к принципам анти-дискриминационной практики, свободы слова и прав человека; они должны предпринимать положительные шаги, чтобы содействовать этому.
"Психодраматисты играют просветительную роль в обществе, так же как терапевтическую, и должны стремиться продолжать свое собственное образование".
4. Моральный и профессиональный кодекс супервизоров и тренеров психодрамы
4.1. Супервизоры и тренеры обязаны осознавать свои собственные проблемы, порождающие предубеждения и стереотипы, а также осознавать, какой это может нанести ущерб отношениям супервизии и обучению.

4.2. Супервизоры должны знать о любых предубеждениях и претенциозности, которые психодраматисты обнаруживают в своей работе с клиентами, и повышать их осведомленность, а также оспаривать работу супервизируемого, если это необходимо.

4.3. Супервизия и обучение – основаны на принципе неэксплуататорской деятельности. Их основные достоинства – честность, ответственность, беспристрастность и уважение, и это применимо к любому способу супервизии и обучения, или к любому даваемому вознаграждению.

4.4. Супервизия – это конфиденциальная деятельность, и супервизоры должны прояснять с супервизируемыми свои пределы конфиденциальности.

4.5. Супервизоры и тренеры несут ответственность за обеспечение безопасности супервизируемых и обучаемых, а также их клиентов, где это возможно.

4.6. Супервизоры и тренеры несут ответственность за поощрение компетентности супервизируемых и обучаемых.

4.7. Супервизоры и супервизируемые, тренеры и обучаемые должны договориться о финансовом и профессиональном контракте в начале их совместной работы.

4.8. Супервизоры должны предпринимать шаги, чтобы следить за своей собственной компетентностью, включая супервизию своей супервизорской работы.

4.9. Супервизоры, тренеры и руководители/директора института несут ответственность за установление границ, за разграничение супервизии и терапии, обучения и руководства.

4.10. Супервизоры и супервизируемые должны гарантировать, что личный или социальный контакт между ними не несет негативных последствий на отношения супервизии.

4.11. Психодраматисты, которые проводят терапию, не должны супервизировать или обучать людей, которые получают у них терапию.

4.12. Супервизоры и тренеры не должны эксплуатировать своих супервизируемых и обучаемых материально, сексуально, эмоционально или любым другим способом. Супервизор или тренер никогда не должен вступать в сексуальные отношения с супервизируемым или обучаемым.

4.13. Супервизоры и тренеры несут ответственность за свою работу с супервизируемыми и обучаемыми. В случае если их личная работоспособность ухудшается из-за личных или связанных со здоровьем причин, или любых других причин, они гарантируют принятие неоходимых мер.

4.14. Супервизоры и тренеры несут ответственность за стремление улучшать свое профессиональное развитие, практику и компетентность.

4.15. Супервизоры и тренеры несут ответственность за увольнение с супервизорской и тренерской работы, если их функционирование ухудшилось вследствие личных трудностей, болезни или любой другой причины.

4.16. Супервизоры и супервизируемые должны до того, как будет начата супервизия, согласовать их контракт, включая оплату, место и время встреч, ожидаемые результаты.

4.17. Супервизоры обучающих психодраматистов должны прояснять своим супервизируемым их ответственность перед собой и перед их курсом обучения. Руководитель института, тренеры и студент должны предварительно принять контракт, включающий время оплаты, место и время встреч, ожидаемые результаты, программу.

4.18. В общем, супервизоры не должны раскрывать конфиденциальную информацию о своих супервизируемых или косвенно от супервизируемого о своем клиенте без согласия того человека о ком идет речь. Ниже сформулированы исключения:
– чтобы защищать ребенка – члена психодрамы от детского насилия;
– при описании случая или обучении других информация должна быть представлена таким образом, чтобы тщательно сохранить анонимность клиента и супервизируемого, и везде, где возможно, нужно добиваться согласия.

4.19. Супервизоры, которые работают со студентами в рамках программы их обучения психодраме, могут говорить о своих супервизируемых с тренерами супервизируемых, о чем должно быть изначально договорено в контракте между студентом и супервизором, и в контракте между студентом и тренерами учебной программы.

4.20. Если в ходе супервизии окажется, что для супервизируемого необходима терапия, супервизор ответственен за то, чтобы предложить это супервизируемому.

4.21. Если разногласия между супервизорами и супервизируемыми не могут быть разрешены, супервизор должен проконсультироваться с таким же профессионалом, и если это подтверждается, рекомендовать супервизируемому перейти к другому супервизору.

4.22. Если разногласия между тренером и обучаемыми не могут быть разрешены, тренер должен проконсультироваться с таким же профессионалом, и если это подтверждается, рекомендовать, чтобы супервизируемый был передан другому супервизору.
"Супервизоры и тренеры не должны эксплуатировать своих супервизируемых и обучаемых материально, сексуально, эмоционально или любым другим способом. Супервизор или тренер никогда не должен вступать в сексуальные отношения с супервизируемым или обучаемым".
Made on
Tilda